RU/730508 - Лекция ШБ 01.08.46 - Лос-Анджелес

His Divine Grace A.C. Bhaktivedanta Swami Prabhupāda


Шрила Прабхупада: Читай

Прадьюмна: Ом Намо Бхагавате Васудевая. Ом Намо Бхагавате Васудевая. Ом Намо Бхагавате Васудевая. (читает стих, Шрила Прабхупада и преданные повторяют)

вйа̄са̄дйаир ӣш́вареха̄джн̃аих̣
кр̣шн̣ена̄дбхута-карман̣а̄
прабодхито ’пӣтиха̄саир
на̄будхйата ш́уча̄рпитах̣

(ШБ 1.8.46)

вйа̄са-а̄дйаих̣ — великими мудрецами во главе с Вьясой; ӣш́вара — всемогущего Бога; ӣха̄ — по воле; джн̃аих̣ — учеными; кр̣шн̣ена — Самим Кришной; адбхута-карман̣а̄ — совершающим сверхъестественные деяния; прабодхитах̣ — утешаемый; апи — хотя; итиха̄саих̣ — подтверждая примерами из истории; на — не; абудхйата — удовлетворенный; ш́уча̄ арпитах̣ — опечаленный.

Перевод: «Ничто не могло утешить царя Юдхиштхиру в его горе: ни наставления великих мудрецов во главе с Вьясой, ни Сам Господь Кришна, вершитель сверхчеловеческих дел, ни примеры из истории».

Шрила Прабхупада: Итак, Махарадж Юдхиштхира был очень опечален. Он думал, он был вайшнавом: «Я ничтожный царь, и ради того, чтобы посадить меня на трон, было убито так много людей». Это была величайшая война, за всю пятитысячелетнюю историю война на Курукшетре. Сколько людей погибло, какова статистика последней войны? Сколько людей погибло? Есть ли статистика?

Прадьюмна: Два миллиона.

Шрила Прабхупада: Два миллиона. А тут шесть миллионов.

Прадьюмна: 640.000.000.

Шрила Прабхупада: Последняя война?

Прадьюмна: Нет, я имею в виду Курукшетру, 640.000.000.

Шрила Прабхупада: Ох... 640.000.000?

Прадьюмна: В "Бхагавад-гите" написано 640.000.000

Шрила Прабхупада: Итак, где больше? (Смех) Сколько бы ни было, выгоды никакой. Добавляйте или отнимайте. Так или иначе, погибло очень много людей. И Юдхиштхира Махарадж, будучи вайшнавом, хотя он был кшатрием… Обязанность кшатрия – это сохранять свою власть, ценой жизни даже своего собственного сына. Такова природа кшатрия. Кшатрий, если ему бросают вызов… Например, Бхишмадева, это был дед Арджуны, он был очень добрым дедом.

Дело в том, что Пандавы Юдхиштхира Махарадж, Бхима, Арджуна, Накула, Сахадева – когда умер их отец, они были маленькими детьми. И естественно Бхишма являлся дедом династии, и ему приходилось заботиться о детях, воспитывать их. С одной стороны, он дед и он очень любит своих внуков, особенно тех, кто остался без отца. А его невестка Кунти, она была настолько беспомощна, дело в том, что Дхритараштра, его семья всегда предпринимали попытки убить Пандавов, и Видура и Бхишмадева защищали их.

И тем не менее, хотя он так любил их, когда была объявлена война, Бхишмадева встал на сторону Дурьйодханы. Он не встал на сторону Пандавов, хотя они были его любимыми внуками. Он ответил: «Эта сторона, сторона Дурьйодханы, они содержат меня, они кормят меня, я не могу пойти против них, это невозможно». Естественно, Бхишмадева перешёл бы на сторону Пандавов, потому что очень любил их, но он сказал: «Это исключено, потому что они содержат меня». Таков долг. Если кто-то вас содержит, вы должны быть очень благодарны ему. Это примеры ведической культуры. Его никто не содержал, но поскольку он не претендовал на царство, он думал, что он зависит от этой семьи.

На самом деле царство принадлежало Бхишмадеве, но он пообещал, его отец хотел жениться на Сатьявати. И в тот момент его отец был уже достаточно старым, а Бхишмадева был взрослым юношей, двадцать-двадцать два года. Но его отец, поддавшись зову природы, хотел снова жениться. Бхишмадева является сыном Матери Ганги, отец Бхишмадева женился на Божестве, на Матери Ганги, на Божестве реки Ганги. Она была очень красива, и она согласилась выйти за отца Бхишмадева на одном условии, каком? Что все дети, родившиеся от Ганги, будут выброшены в Гангу. Такое было условие. И если царь согласится, она выйдет за него.

Когда мужчина теряет голову от женщины, он соглашается. И он согласился: «Да, я брошу в воду всех детей». (Смех). Ма̄йа̄-сукха̄йа бхарам удвахато вимӯд̣ха̄н (ШБ 7.9.43). Весь этот негодный мир очарован женщиной. Женщина очарована мужчиной, мужчина очарован женщиной – вот что связывает всех в материальном мире. Пум̇сах̣ стрийа̄ митхунӣ-бха̄вам этам̇ (ШБ 5.5.8). Я несколько раз объяснял: весь этот материальный мир основан на этом влечении. Йан маитхуна̄ди-гр̣хамедхи-сукхам̇ хи туччхам̇ (ШБ 7.9.45). Есть множество поучительных стихов. Здесь сексуальное наслаждение является самым главным. И люди очарованы этим, такова жизнь.

Так или иначе, даже отец Бхишмы потерял голову. И таким было условие. Итак, каждого ребёнка бросали в Гангу. Итак, когда в Ганге должен был оказаться Бхишма, отец возразил: «Нет, я не могу этого позволить, я не могу этого допустить». «Тогда я ухожу». «Теперь ты можешь уйти, я оставлю этого ребёнка». Итак, Мать Ганга оставила отца Бхишмы. И отец воспитывал Бхишму. Он подрос, но вновь его отец потерял голову от Сатьявати. До своего замужества Сатьявати была дочерью рыбака. В вашей стране разницы нет, но в нашей стране есть классы. Рыбак, есть определённый класс рыбаков. Их девушки, их женщины очень стройные, очень привлекательные.

И Сатьявати была дочерью рыбака, а отец Бхишмы влюбился в неё. И он отправился к рыбаку, он был царём: «Отдай мне свою дочь, я женюсь на ней». «О, ты уже женат, у тебя есть сын. Зачем мне отдавать тебе свою дочь?». «Нет, я царь, я буду содержать её». «Нет, нет, я не хочу отдавать». До сих пор в Индии, если мужчина хочет жениться, если у него есть дети от его бывшей жены, то люди неохотно отдают ему свою дочь. Потому что есть другие сыновья. Никто не хочет, чтобы моя дочь испытывала беспокойства от этих сыновей. Поэтому это до сих пор распространено, вторые браки довольно сложно проходят. Но сейчас это уже в прошлом.

Итак, подросший сын Бхишмадева, он понял: «Мой отец хочет жениться на этой девушке». И он пошёл просить рыбака: «Почему бы тебе не отдать свою дочь моему отцу?» «Нет, нет, я не могу отдать дочь твоему отцу. Ты его сын, ты унаследуешь царство, а сын моей дочери ничего не получит. Как я могу отдать свою дочь?». И Бхишмадева сказал: «Я не приму царство, я обещаю, что сын твоей дочери унаследует царство». «Нет, нет, нет, я всё равно не могу согласиться». «Почему?» «Ты женишься, и твой сын унаследует царство. Мой внук не станет наследником». Он всё предусмотрел, пакка (настоящий – хинди) бизнесмен. (Смех). И тогда Бхишмадева пообещал: «Отдай свою дочь моему отцу, а я обещаю, что не женюсь, и у меня не будет сына. И естественно сын моей мачехи унаследует царство». И тогда тот согласился.

Итак, отец Бхишмадева, хотя ему было неловко, что сын его хлопотал о его невесте, тем не менее, он понял: «Мой сын настолько чувствителен, он понял, что я хотел жениться, и он всё это устроил». И он дал ему одно благословение: «Мой дорогой сын, ты останешься брахмачари, я понимаю. Но я даю тебе одно благословение, пока ты не захочешь сам умереть, ты никогда не умрёшь». Иччха мритью. «Вот тебе моё благословение: ты не умрёшь, пока сам не захочешь того, никто тебя не сможет убить, и ты никогда не умрёшь».

И поскольку он пообещал, дал серьёзное обещание, что не женится, поэтому он отказался от царства, и его назвали Бхишма. Бхишма – значит очень серьёзный. Итак, этот Бхишмадев на самом деле содержал всю семью Пандавов. Иными словами, Панду и Дхритараштра были сыновьями приёмной матери. И поскольку Бхишмадева был старшим сыном, фактически, он поддерживал даже Дхритараштру и Панду. А затем Панду умер, и его сыновья, Пандавы: Юдхиштхира и другие – воспитывались Бхишмадевой с большой любовью.

Но когда была объявлена война, Бхишмадева сражался жестоко. И Арджуна, Кришна должен был защищать Арджуну, в «Махабхарате» есть история. На самом деле Бхишмадева любил их. Поэтому Дурьйодхана подумал: «Мой дед не сражается в полную силу, потому что на другой стороне сражаются его любимые внуки. Я тоже его внук, но я не такой любимый. Однако, на другой стороне Пандавы, они остались без отца, и поэтому он очень сильно любит их. И поэтому он сражается лишь формально, он не сражается в полную силу». Он пожаловался.

Но на самом деле это было не так. Он сказал: «Мой дорогой дед, ты не сражаешься с Арджуной в полную силу, я это понимаю». «Что? Я не сражаюсь? Что ты думаешь?» «Я хочу, чтобы ты решил убить их завтра всех. Ты можешь это сделать?». «Хорошо, я это сделаю. Если ты сомневаешься в моей доблести, я это сделаю». И он изготовил пять особых стрел, чтобы убить пятерых братьев на следующий день. Дурьйодхана попросил своего деда: «Позволь мне оставить эти пять стрел у себя, я завтра утром доставлю их тебе. В противном случае, они могут потеряться».

Кришна – Параматма, Он знает всё. Он видел, что завтра Пандавам угрожает опасность: Бхишма решил убить этих Пандавов. И Он попросил Арджуну: «Арджуна, отправляйся к Дурьйодхане сегодня вечером». В былые времена была традиция: днём шла битва, а вечером они становились друзьями. Они приходили друг к другу в лагерь, разговаривали, сидели как друзья, не было вражды. И как-то Дурьйодхана пообещал Арджуне: «Я хочу дать тебе благословение, можешь попросить». Арджуна сказал, Дурьйодхана был старше Арджуны, он сказал: «Я попрошу, когда придёт время». И Кришна напомнил ему: «Сегодня вечером ты должен отправиться к Дурьйодхане и попросить его отдать тебе эти пять стрел, которые он тайком хранит у себя. В противном случае завтра вам придёт конец».

Арджуна отправился к Дурьйодхане в лагерь. Дурьйодхана тепло принял его: «Заходи, брат. Что ты хочешь?». Он думал: «Мы сражаемся, и Арджуна пришёл, просить у меня царство без боя». Кшатрии были очень щедрые. Он сказал: «Да, если ты хочешь попросить у меня царство без сражения, я готов отдать тебе». Но кшатрий никогда не будет просить: «Господин, дай мне без сражения». Нет, если они могут завоевать государство в бою, то тогда они будут считать его своим. Это дух кшатриев.

Он сказал: «Нет, я не пришёл к тебе просить у тебя царство, мы будем сражаться, мы будем продолжать воевать. Но я хочу попросить у тебя те пять стрел, которые ты хранишь». И тот сразу же отдал ему их. Хотя он был очень осторожен, чтобы эти пять стрел не потерялись. Но обещание есть обещание, он тотчас же отдал ему. И Бхишма позже понял, что Арджуна забрал хитростью эти пять стрел. И тем не менее он пообещал: «Даже без этих пяти стрел, сегодня я убью Арджуну. Если только Кришна не окажет Арджуне особую защиту, он не сможет уйти от меня. Либо Кришна вынужден будет нарушить Своё обещание, либо Его друг будет убит».

И когда Кришна присоединился к Арджуне, Он сказал, что не будет сражаться. Он сказал: «Я могу помочь тебе, став твоим колесничим, но Я не могу сражаться». Потому что Арджуна должен был завоевать царство в бою. Если же Кришна будет сражаться, люди скажут: «Кришна выиграл это сражение, не Арджуна». Поэтому Он избегал этой битвы. Это было предопределено: сражался Кришна или не сражался, поскольку Он был на стороне Арджуны, исход сражения был уже предопределён в пользу Арджуны. Этому дано объяснение в "Бхагавад-гите". Йатра йогеш́варах̣ кр̣шн̣о йатра па̄ртхо дханур-дхарах̣ (БГ 18.78). Там, где Кришна, там всегда победа. В этом нет сомнений.

Итак, состоялась жестокая битва между Арджуной и Бхишмой. Колесница Арджуны разлетелась на кусочки, и он упал. И когда Кришна увидел, что сейчас Арджуна будет убит, Он нарушил Своё собственное обещание, схватил колесо от колесницы и бросился на Бхишму: «Сейчас Я убью тебя!». И Бхишма сразу же сложил оружие. «Таковым было моё обещание, – сказал он. – Я хотел, чтобы либо Ты нарушил Своё обещание, либо Твой друг будет убит. Но сейчас, раз Ты нарушил Своё обещание, я отказываюсь от сражения. Но не ожидай, что я буду сражаться с Тобой». (Смех). Кришна сказал: «Хорошо, я сохранил твоё обещание, но нарушил собственное. Ты решил, ты пообещал».

Так поступает Кришна. Бхишма был преданным, преданным Кришны, и он пообещал: «Либо Кришна нарушит Своё обещание, в противном случае Его друг будет мёртв». И Он нарушил Своё обещание. Иногда Кришна нарушает собственное обещание ради Своего преданного. Никто не должен нарушать своих обещаний, но Кришна так добр, что ради защиты Своего преданного Он может пойти на всё что угодно, он может нарушить Своё обещание. Таково положение Кришны. Бхишма очень любил Пандавов. Когда Бхишма лежал на ложе из стрел, готовясь к смерти, Кришна хотел, чтобы Пандавы пришли к Бхишме и выслушали его наставления.

Поэтому несмотря на Его совет Махарадже Юдхиштхире, Он сказал ему: «Ты не сделал ничего плохого, ты думаешь, что ты ради себя убил стольких людей, но ты не ответственен за это, ты не грешник». Для кшатрия убивать не есть грех. Если брахман приносит в жертву животное на жертвеннике - это не грех. Об этом сказано в «Бхагавад-гите». ""Са-дошам апи на тйаджет"" (БГ 18.48). Убийство – грех, но обязанность кшатрия – убивать. Если он не убивает, он не может стать совершенным кшатрием. Дело в том, что он должен защищать, а на свете так много демонов, негодяев. Если царь следует принципу ненасилия, как он сможет защищать своих граждан? У него ничего не выйдет.

Как только он видит какой-то нежелательный элемент, он сразу же убьёт его. Так должен поступать царь, это истинная защита. Например, когда Парикшит Махарадж объезжал своё царство, он увидел, как один чёрный человек пытается убить корову. «Кто ты? – спросил он тотчас же. – Ты пытаешься убить корову в моём царстве, я убью тебя». И он сразу достал свой меч. Это царь. Не подумайте, что животных не нужно защищать, а защищать нужно только людей. Нет, это неправильно. Праджа. Праджа – это тот, кто родился в царстве. Это называется праджа. Животные тоже американцы, как и люди, но правительство не защищает животных.

Такое негодное правительство, тогда такого не было. У всех были равные права. Ваша страна говорит о равенстве прав, почему не говорится о равноправии животных? Это проблема. Это всё возникает из-за отсутствия сознания Кришны. Человек в сознании Кришны не будет делать таких разделений. Чтобы есть животных, они придумывают философию, говоря, что у животного нет души, поэтому его можно убивать. Нет, это нонсенс. У каждого есть душа, даже у маленького муравья есть душа. Но они убивают, чтобы есть, и придумывают философии. Господь Иисус Христос сказал: «Не убий». А сейчас они интерпретируют его слова: убийство подразумевает убийство человека. Но об этом не сказано в Библии.

Они придумывают собственные трактовки Библии и этические принципы. Поэтому они теряют всякую ценность, их выводы. Их выводы не имеют ценности, они бесполезны. Нельзя менять слова авторитета. Если вы верите в Господа Иисуса Христа, вы не можете привносить изменения как вам удобно, это мошенничество. Вы не можете быть христианином, если вы нарушаете указания Господа Иисуса Христа. Но они так поступают. Сейчас священники, христианские священники, у нас была встреча в Сиднее. И один священник спросил меня, что вы сделали такого, что сейчас они не ходят к нам? Я сказал ему: «Вы всё время нарушаете десять заповедей, и вы удивляетесь, спрашивая, что мы сделали? Иисус Христос говорит: «Не убий», – а вы убиваете в массовом количестве, и вы тем не менее считаете себя христианином? Почему вы не понимаете, что вы сделали? Вы сбиваете людей с толку». Я сказал ему это, он не был очень доволен моими откровенными ответами. (Смех). Но он признал, так или иначе.

Для кшатрия, такого как Махарадж Парикшит, если кшатрий придерживается принципа ненасилия, как, например, наш Махатма Ганди начал ненасилие в политике. Это была политика, но в политике не может идти речи о ненасилии. Это глупость. На самом деле, Индия обрела независимость не благодаря ненасилию. Это великая история. Индия обрела независимость. Ганди сражался ненасилием в течение тридцати-тридцати пяти лет, но результата не было. Однако один из лидеров, когда он начал сражаться, то где-то через год англичане ушли. Итак, в политике нет и речи о ненасилии. Царь, защитник, кшатрий. Кшатрий – значит кшат. Кшат – значит вред. А тра – освободитель. Долг кшатрия – спасать того человека, которому угрожают. Например, корове угрожали, и как только Махарадж Парикшит увидел это, он сразу же достал свой меч, чтобы убить убийцу. Это кшатрий.

Поэтому кшатриям позволяется отправляться в лес на охоту, убивать животных там, потому что ему необходимо тренироваться в этом. Каких животных? Не коров. Простых животных. Он может убить одного тигра, одного льва, кабана дикого – хищных животных, свирепых животных. Это долг кшатрия, он не должен был стрелять кроликов или невинных птиц ради развлечения. Такие развлечения не были дозволительны. Если вы хотите убить кого-то, убейте носорога, тогда это даст представление о вашей силе. И кшатрии это делали. Даже двадцать пять лет назад, Махарадж Джайпура отправлялся в лес каждый год, и он вступал в бой с тигром, имея лишь одну саблю. Он сражался с тигром в джунглях, и он был таким опытным воином, что убивал его. И тогда тигра несли в процессии, в царской процессии. Поскольку царь говорил: «Тигр – царь леса, или лев – царь леса. Я тоже царь. И потому после его смерти ему должна быть устроена царская процессия». Такова была традиция.

Итак, кшатриям было свойственно убивать, они практиковались в этом. Если они не практикуются в этом, как они могут убивать? В наше время президенты практикуются лишь в курении. (Смех). А если начинается война - они прячутся в безопасном бункере. А бедные юноши призываются на войну, идут и погибают там. Это не кшатрии, это шудры. Кшатрий, если начинается война, царь должен быть впереди всех. Царь другой страны тоже. Царь сражается с царём, солдаты – с солдатами, в зависимости от своего положения. Если царя убивают, то объявляется победа. Совсем не обязательно, чтобы все солдаты погибали, нет.

На самом деле, это ведическая культура, и вы прочтёте об этом в «Махабхарате». В «Бхагавате» мы тоже пытаемся, на сколько это возможно, объяснить всё это. Брахман, кшатрий, вайшья, шудра – это естественное деление общества. Итак, сражаться должны кшатрии. В Индии, поскольку до сих пор ещё остались некоторые кшатрии, юношей не призывают в армию. Сами кшатрии, люди из сословия кшатриев, приходят в армию. Они не убегают. Они будут рады служить в армии, потому что в их жилах течёт кшатрийская кровь. В Индии нет проблемы с призывом. Но когда людей обучают как шудр, как они могут сражаться?

Поэтому это система очень научна. Ча̄тур-варн̣йам̇ майа̄ ср̣шт̣ам̇ гун̣а-карма-вибха̄гаш́ах̣ (БГ 4.13). Общество должно быть разделено. Оно уже существует, это деление, оно естественно. Мы должны лишь выбрать: этот мальчик – брахман, этот мальчик – кшатрий, этот мальчик – вайшья, а этот мальчик – шудра. И им нужно дать отдельную, разную работу. И тогда будет мир. Если человек занят в соответствии со своими естественными наклонностями, то он будет успешен.

Но если выдадите какую-нибудь работу… это всё равно что поставить телегу перед лошадью, это успеха не принесёт. Поэтому Кришна говорит… Вы можете сказать, что нет необходимости в кшатриях, пусть все будут шудрами. Нет, тогда будет социальный скандал. Всё должно быть: должны быть брахманы, должны быть кшатрии, вайшьи, шудры должны быть. И государство должно следить за тем, чтобы эта система научно соблюдалась, и чтобы люди получали образование соответственное их природе, это обязанность кшатрия. Он должен следить за тем, чтобы те, кто кшатрии, получали обучение кшатриев, те, кто брахманы, обучались как брахманы.

Всё это необходимо. Например, в вашем теле есть четыре отдела: есть голова – это брахманы, есть руки – это кшатрии, есть живот – это вайшьи, есть ноги – это шудры. Так же как голова необходима, так же необходимы ноги. Вы не можете сказать: обойдёмся одним классом, нет. Это современная тенденция: обойдёмся одним классом. Поэтому такое смятение в обществе. Должны быть четыре класса. Это научная система.

Итак, наше движение сознания Кришны пытается дать образование брахманам. Если общество воспользуется нашей помощью и будет действовать, как подобает обществу, если будут кшатрии, вайшьи, шудры – тогда будет мир и процветание. В противном случае будет просто хаос и смятение.

Спасибо вам большое.

Преданные: Джая, Шрила Прабхупада!