RU/Prabhupada 0594 - Духовную душу невозможно измерить материальными инструментами



Lecture on BG 2.23 -- Hyderabad, November 27, 1972

Итак, определение отрицанием. Нам не дано оценить по достоинству ту духовную составляющую, что пребывает в нашем теле. Длину и ширину души не измерить имеющимися в наличии материальными инструментами, хотя учёные и говорят, что могут. В любом случае, даже если это возможно, то в первую очередь надо выяснить, где она находится и только потом пытаться её измерить. Но начнём с того, что её даже не увидеть. Поскольку она очень мала, одна десятитысячная кончика волоса. Экспериментальная наука не в состоянии дать заключение о том, чего не может найти. Поэтому Кришна описывает бытие, природу души через отрицание: "Она не..."

Иногда то, что сложно понять, объясняют через отрицание: "Оно не есть то-то". Если что-то невозможно описать, то говорят, чем оно не является. Итак, что же это за "не"? Это "не" заключается в том, что она не материальна. Душа не материальна. Но мы знакомы только с материальными объектами. Как же тогда понять что-то через отрицание? Это объясняется в следующем стихе: Наинам чхинданти шастрани.

Душу невозможно разрезать ножом, мечом или шипом. Это невозможно. Наинам чхинданти шастрани. Философия Майавады утверждает: "Я - Брахман. Благодаря иллюзии, я думаю, что отрезан. На самом деле, я един с бытием". Но Кришна говорит: Мамивамшо джива-бхутах (БГ 9.4). Значит ли это, что от единого духа был отделён, отрезан этот фрагмент? Нет. Наинам чхинданти шастрани. Его нельзя разрезать на кусочки. Что же тогда? Ответом будет то, что душа вечно отделена. Но отделена не майей. Нет. Почему? Потому что она не может быть разделена на части. На эти слова, они приводят аргумент: гхатакаша-потакаша. "Небо внутри горшка и небо вокруг горшка". Они говорят, что небо внутри горшка отделено его стенкой. Но как же его можно отделить? Его нельзя разделить на фрагменты. Ради споров...

Собственно, мы - очень очень малые частицы, молекулярные частицы духа. Мы вечно отделены. Но мы отделились не случайно, чтобы потом вдруг снова присоединиться. Мы можем присоединиться, но не стать одним целым, слившись. Нет. Даже присоединившись, душа сохраняет отдельное бытие. Подобно зелёной птице, севшей на дерево, кажется, что она теперь слилась с деревом, но это не так. Птица сохраняет идентичность, сидя на дереве. Таков вывод. Может показаться, что птица слилась с деревом, из-за того что и птица, и дерево одного цвета . Но это слияние не значит, что птица и дерево стали одним. Нет. Так кажется. Поскольку оба одного цвета, создаётся впечатление, что птица лишилась своего бытия. Но это не так, птица... Подобным образом, мы - индивидуальные души. Качественно мы одни, скажем, цветом. Но сливаясь с сиянием Брахмана, живое существо не теряет своей индивидуальности. Поскольку оно не теряет индивидуальности, и поскольку живое существо по природе счастливо, оно не может оставаться в безличном Брахмане слишком долго. Оно станет снова искать счастья. А счастье означает разнообразие.